РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Акция
массаж
Массаж обшеукрепляющий, фитбол для грудничков от 2 месяцев до 1 года 1000 рублей в центре до 15 августа 2017 года!
Подробности по телефону:
+7 (495) 211 36 15
Рассылка специальных предложений!

Войта-терапия (совместно с M.Drewniak)

Кинезиотерапия - метод моторного (пере - ) обучения, лечение через движение, с использованием возможной двигательной активности больного, естественной моторной функции человека. Кинезиотерапия по методу В.Войты, используя рефлекторно вызываемые движения, способствует пробуждению и стимуляции локомоторных комплексов, заложенных в двигательном онтогенезе ребенка. Это система освоения двигательных моделей, при которой путем приложения проприоцептивных стимулов в соответствующих зонах в исходном положении тела, при сопротивлении в определенных областях провоцируются стабилизирующая изометрическая мышечная контракция и реципрокные глобальные и парциальные двигательные модели, выполняемые активно ребенком.

Работая в детском реабилитационном центре при университете, В.Войта заметил, что при церебральных параличах, в определенном положении и при целенаправленном воздействии на определенные области тела, мышцы функционируют по-другому, чем в спонтанной моторике. При этом изменяется типичное для спастиков высокое мышечное напряжение, и мышечная функция приближается к норме.

В.Войта наблюдал, что мышечный тонус зависит от положения и двигательной функции всего тела и это влияние может проявляться на отдаленных областях. В этом наблюдении было важно, что положение и движение это активные процессы, которые всегда должны рассматриваться как единая картина, в которой единичный элемент не может функционировать отдельно от целого. В.Войта обозначил эту функциональную связь как «глобальная модель» движения.

В.Войта осознавал, что спонтанная реализация онтогенетической программы при мозговых нарушениях затруднена, но не исключена полностью. Напротив, организм ребенка с ДЦП, кажется, помогает осуществлять эту программу как можно лучше в отношении мышечного напряжения и темпа движений. Неосознанная совместная игра мышц постепенно приводит к формированию образа движения, который, хотя и ограничен по сравнению с нормальным моторным развитием, но, однако. Происходит по тем же законам. Ребенок с повреждением ЦНС воспринимает эту модель движения, как нормальную и, таким образом, принимает ее как подходящую схему тела.

Детально изучая двигательное развитие ребенка, В.Войта наблюдал, что через развитие опорной функции рук и хватание формируются вставание и ходьба. Для него было ясно, что преодоление влияния гравитации и целенаправленные движения находятся в тесной связи. Из этого был сделан вывод, что человек развивается благодаря тому, что стремится к цели, мобилизуя для этого все моторные средства.

Таким образом, ненарушенное моторное развитие последовательно ведет ребенка от существующей в начале полной беспомощности к целенаправленным движениям. Каждый достигнутые уровень вертикализации, является результатом длительных, успешных усилий по достижению цели.

Он установил, что любая мышечная работа по целенаправленному действию зависит от мышечной активности, которая обеспечивает устойчивость и стабильность, необходимые для выполнения этого движения. Наблюдение, что положение ребенка, выпрямительные механизмы и движение неразрывно связаны и должны рассматриваться только в совместной зависимости, способствовало дальнейшему развитию терапии.

В своих работах В.Войта проанализировал моторные средства, которые используются для подъема и целенаправленного движения, и описал две основополагающие модели движения: поворот и ползание, обратив внимание на повторяющийся комплекс движений в этих образцах. На практике он убедился, что этот повторяющийся комплекс движений можно воспроизвести посредством описанных им манипуляций. Систематическое раздражение определенных рецепторов в определенных зонах (тригерные пункты) в приданных исходных положениях тела снова и снова активируют эти двигательные модели. Через вызывание двигательных комплексов поворота и ползания, стало возможным внедрение в терапию локомоторного принципа.

Детально анализируя развитие спонтанной моторики, В.Войта пришел к выводу, что локомоторные комплексы поворота и ползания являются основополагающими вехами для овладения всеми важнейшими движениями, к которым человек способен. Изменение исходной позиции стало в дальнейшем постоянной частью терапии.

Посредством направленного воздействия начального положения и зон раздражения в центральную нервную систему направляются специфические возбуждающие импульсы. Таким образом, активируемый двигательный образец делает доступным для пациента тот двигательный опыт, который он по причине своей нарушенной функции до сих пор не мог получить.Эта координированная и целенаправленная совместная деятельность мышечной функции происходит у пациента неосознанно, автоматически. Поскольку различные реакции движения при терапевтическом воздействии на определенные части тела в определенном положении возникают рефлекторно, В.Войта обозначил эти активируемые модели как рефлексы передвижения Reflexfortbewegung или рефлексы локомоции Reflexlokomotion.

Основные элементы терапии:

  1. Исходное положение - дает важную предварительную информацию в ЦНС, чтобы запустить соответствующую двигательную программу. Укладка имеет физиологическое значение: напряжение расслабление мускулатуры изменяет информацию от рецепторов мышц, сухожилий, фасций, кожи. Предварительный поворот головы на 30 градусов от средней линии обусловливает ротацию позвонков и дает желаемое напряжение коротких позвоночных мышц. Поворот головы позволяет нам разделить стороны тела на лицевую и затылочную.
  2. Рефлекторно-локомоторный комплекс ползания активируется в положении на животе; рефлекторно-локомоторный комплекс поворота - на спине и на боку. Исходные положения сопровождаются определенной установкой плечевого и тазового пояса, с различным положением плечевых и тазобедренных суставов и других суставов конечностей.
  3. Блокада (фиксация) - удерживая определенное время активируемую двигательную позицию, мы усиливаем проводниковые системы ЦНС. Благодаря оказываемому сопротивлению, движения выполняются замедленно, более длительно, что улучшает качество выполнения движения (медленные движения всегда более точные).
  4. Зоны стимуляции - это особенно чувствительные рецепторные поля на туловище и конечностях. Они подбираются с учетом их влияния на управление врожденной двигательной последовательностью.

Различают главные зоны, располагающиеся на конечностях и вспомогательные, которые находятся на туловище, в основном у оснований конечностей.
Выбор определенной зоны усиливает целенаправленную стимуляцию нейрональных структур.Эффект проявляет себя как в прямом мышечном ответе, непосредственно в той области, где проводится раздражение, так и на отдаленных частях тела, причем более четко и ощутимо. Например, при давлении на область пятки напряжение мышц возникает не только в этой ноге, но и в большей степени в руке на противоположной стороне.Давление должно быть для каждого пациента индивидуальной интенсивности и определенного направления. И интенсивность, и направление могут и должны меняться в зависимости от получаемого двигательного ответа.БОЛЬ ПРИ ДАВЛЕНИИ НЕ ДОЛЖНА ВОЗНИКАТЬ, ТАК КАК ЭТО ПРИВОДИТ К БЛОКАДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИМПУЛЬСОВ.Зоны могут быть не чувствительными и сверхчувствительными, что в процессе лечения может меняться.Если зоны раздражения выбраны правильно, то в процессе проведения упражнения можно наблюдать, как кожа розовеет, стопы и кисти становятся теплыми и сухими.
Каждое вызванное функциональное состояние мышц всегда, снова и снова вызывается и повторяется одинаковым образом. Фиксация ребенка в определенном положении, с дополнительной стимуляцией необходимых зон вызывают рефлекторные реакции, необходимые двигательные модели, которые при многократном повторении (3-4 раза в день) закрепляются в центральной нервной системе как правильные физиологичные схемы передвижения. Таким образом, проводимая терапия способствует последовательному формированию двигательных навыков в соответствии с онтогенетическим ходом развития.
  1. Рефлекторно-локомоторный комплекс поворота (Reflexumdrehen) У здорового младенца этот двигательный процесс спонтанно наблюдается на шестом месяце жизни. С помощью Войта-метода он может быть вызван уже у новорожденного.
  2. Рефлекторно-локомоторный комплекс ползания (Reflexkriechen) Рефлекторное ползание это двигательный процесс, включающий наиболее важные составные части передвижения:
    1. определенное управление телом
    2. преодоление силы тяжести
    3. целенаправленные шаговые движения рук и ног
    4. То есть является основным образцом человеческого передвижения.

Терапевтические эффекты Войта-терапии

Посредством проведения Войта-терапии мы можем добиться:
  1. Достижения стабильности, симметричности положения тела и автоматического управления положением тела.
  2. Стимуляции выпрямительных механизмов (преодоление силы гравитации).
  3. Регуляции безусловных и подавления патологических тонических рефлексов.
  4. Развития координации и целенаправленных движений.
За счет множественной афферентации от проприо-, экстеро-, интеро-, вестибуло- и телерецепторов, возникающей при проведении упражнений, воздействие оказывается не только на кинестетический анализатор, но и на сенсорные, психические, вегетативные функции, способствуя нормализации гомеостаза.Так у детей с церебральными нарушениями в процессе лечения можно наблюдать как:
  • уменьшается двигательное беспокойство;
  • появляется стабильность в положении на спине и на животе;
  • позвоночник становится функционально подвижнее;
  • кисти и стопы целенаправленнее и обширнее используются для опорной и хватательной функций;
  • улучшается ритм сна и бодрствования;
  • улучшается кровоснабжение кожи;
  • дыхание становится глубже и стабильнее;
  • улучшается регуляция функционирования мочевого пузыря и кишечника;
  • уменьшается слюнотечение, улучшается глотание и речевые функции;
  • движения глаз становятся более координированными, уменьшается выраженности нистагма и косоглазия;
  • улучшается ориентация в пространстве;
  • улучшается концентрация внимания. Ребенок больше интересуется окружающим, лучше захватывает игрушки, улучшается контакт с окружающим миром;
  • способствует интеракции матери и ребенка.


Наиболее эффективна Войта-терапия в первом полугодии жизни, так как именно в эти сроки идет наиболее интенсивный синантогенез и формируются новые нейрональные пути в обход поврежденного участка мозга. Войта - терапия увеличивает число связей с ЦНС, прокладывает новые рефлекторные пути в период роста и дифференцировки нервных клеток.ЗАУЧИТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ ДВИЖЕНИЯ ИЗВНЕ, ПРИ ПАССИВНОМ ВЫПОЛНЕНИИ ИНСТРУКТОРОМ УПРАЖНЕНИЙ, НЕВОЗМОЖНО, ТО ЕСТЬ НИКАКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА ЗДЕСЬ НЕ ПОМОЖЕТ.

Все наши естественные движения выполняются по спирали, с ротаторным компонентом, сразу по трем направлениям (что особенно сложно детям с ДЦП). Именно такой ротаторный компонент мы наблюдаем при реализации рефлекторно-локомоторного комплекса поворота. Во время терапии воздействие осуществляется не на конкретную мышцу, а на различные мышечные группы, стимулируется весь локомоторный комплекс. Движения, используемые человеком для преодоления гравитации, при вертикализации, и перекрестно - координированные движения конечностей, используемые при передвижении, рефлекторно вызываются стимуляцией локомоторного комплекса ползания.

Путем многочисленных повторений провоцированных движений нервная система ребенка воспринимает (запоминает) правильную двигательную модель из репертуара рефлекторной локомоции и повторяет (воспроизводит) ее затем в спонтанной моторике.

ПРОВЕДЕНИЕ ТЕРАПИИ

ОСОБЕННОСТЬЮ ДАННОГО МЕТОДА ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ НЕПОСРДЕТСВЕННОЙ РАБОТЫ МАТЕРИ С РЕБЕНКОМ.

Задача кинезиотерапевта оценить состояние ребенка, определить необходимые положения и зоны воздействия и обучить маму или заменяющее ее лицо упражнениям, которые должны выполняться 4 раза в день. После достижения определенного терапевтического эффекта можно изменить дозирование индивидуально до 1 раза в день или 1 раза в неделю.

Для стабилизации центральной рефлекторной связи необходима регулярность проведения процедур. Лучше проводить занятия через равные промежутки времени, в одно и тоже время. Между двумя процедурами должно пройти не менее двух часов. С учетом распорядка дня грудничка с кормлением, пеленанием, сном оптимальным является перерыв 3 - 4 часа.

В свободное от лечения время ребенок обязательно должен иметь возможность для активного передвижения (подвижности), чтобы эффект терапии мог проявить себя и в спонтанной моторике. После четвертой процедуры за день, перед тем как укладывать ребенка спать, ему так же необходимо предоставить достаточное время (примерно около 1 часа) для свободных активных движений. Возможность осуществления спонтанных движений после лечения важна и для старших детей, и для взрослых пациентов.

Длительность терапии зависит от возраста ребенка, от заболевания, индивидуальной чувствительности и выносливости. Как правило, при регулярном выполнении упражнений выносливость повышается.

Необходимо всегда обращать внимание на общее состояние и самочувствие ребенка перед проведением занятий. Это особенно важно для грудничков и недоношенных детей. Слишком сильная, слишком длительна активация может быть уменьшена, так как перетренировка проводниковых систем приводит к моторным и сенсорным ошибкам.

Рекомендуемая длительность сеанса терапии:

  • Новорожденные и недоношенные - 1- 2 минуты
  • Груднички до 4 недель - 5 - 6 минут
  • Груднички после 4 недель - 10 - 12 минут
  • Маленькие дети - 15 - 20 минут
  • Школьники, взрослые - 20 - 30 минут


Важно равномерно распределить время на обе стороны тела, так как формирование двигательных локомоторных комплексов всегда активируется с двух сторон.

Критериями окончания терапии являются гармонизация моторного развития ребенка с нормализацией реакций положения, а также отсутствие эффекта в течение 6 месяцев.

УНИКАЛЬНОСТЬ МЕТОДА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО В ШИРОТЕ СПЕКТРА ЕГО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ, НО И В БОЛЬШИХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ.Работая с детьми первого полугодия жизни, стимулируя у них формирование локомоторных комплексов поворота и ползания, которые в норме появляются лишь во втором полугодии, мы предупреждаем развитие патологии, таким образом, осуществляем профилактику двигательных нарушений у младенцев и стимулируем их двигательное развитие.

В особом внимании нуждаются дети из группы риска по развитию неврологической патологии, имеющие отягощающие факторы, как в период беременности, так и в натальном и неонатальном периодах. Даже при отсутствии явных неврологических синдромов в первые месяцы жизни им необходимо проводить превентивные мероприятия по стимуляции двигательного, сенсорного, эмоционального и социального развития. Главная роль, в которых, отводится родителям и, прежде всего, маме ребенка.

ВОЙТА - ТЕРАПИЯ В ЭТОМ СМЫСЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНЫМ МЕТОДОМ, ТАК КАК СПОСОБСТВУЕТ НЕ ТОЛЬКО ЭФФЕКТИВНОЙ КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ, НО И ОПТИМИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МАТЬ - РЕБЕНОК, НАЛАЖИВАНИЮ ИНТЕРАКЦИЙ.

С целью изучения влияния Войта-терапии на психические функции и формирование интеракций между матерью и ребенком нами было проведено анкетирование матерей, дети которых получали этот метод лечения. Терапия проводилась пациентам в возрасте от 3 месяцев до 2 лет в условиях неврологического стационара и амбулаторно. Оценивалась эффективность войта-терапии, и ее влияние на эмоции, сон, поведение, мотивацию, отношение между мамой и ребенком. Результаты показали, что в 70% случаев улучшилось общее эмоциональное состояние ребенка, в 63,4% стал более спокойным сон, с меньшим количеством просыпаний за ночь. В 66,7% случаев повысился интерес к окружающему. В 90% случаев было отмечено улучшение взаимоотношений и контакта между матерью и ребенком. По мнению мам, дети стали более активными, подвижными, более продолжительное время могли удерживать внимание, у старших детей появилась независимость, способность играть самостоятельно. Отрицательная динамика не отмечена ни в одном случае.

КАК ПОКАЗЫВАЕТ ИССЛЕДОВАНИЕ РАННЯЯ РЕАБИЛИТАЦИИ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА, ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА ЭМОЦИАЛЬНЫЙ ФОН РЕБЕНКА, СПОСОБСТВУЯ ПРОГРЕССУ НЕ ТОЛЬКО В ДВИГАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ, НО И В ЕГО ПСИХОСОЦИАЛЬНОМ И ЛИЧНОСТНОМ СТАНОВЛЕНИИ.

Задать вопрос специалистам

Отправить
Obuchenie
Karina 2016/02/22
Здравствуйте, можете ли вы организовать обучение специалистов по кинезиотерапии этому методу лечения.
Спасибо
Детский физкультурно - оздоровительный центр «Радость»

Здравствуйте, в настоящее время мы не проводим обучение для врачей и среднего медперсонала.     С Уважением, Подолина А.А. 
Войта терапия
Светлана 2016/08/08
Здравствуйте! Сколько стоит обучение войта терапии для мам и сроки обучения?
Детский физкультурно - оздоровительный центр «Радость»

Здравствуйте. Кинезотерапия проводится при таком диагнозе достаточно успешно. Необходимо, чтобы лечащий невролог оценил общее состояние ребёнка и сделал назначение по поводу проведения кинезотерапии, так как ребёнок маленький и никакая самодеятельность с вашей стороны не допустима. С уважением, старший врач Подолина А.А.
Яндекс.Метрика Rambler's Top100